Правовое регулирование морских перевозок

ship-perevozkiКак известно всем, судоходство имеет значительное влияние на экономику всего мира. Морские средства транспорта есть и были самым эффективным способом транспортировки товаров по всему миру, особенно в больших количествах. Для правильного функционирования системы транспорта необходимо правовое регулирование морских перевозок.

Специфические особенности морского регулирования

Правовое регулирование морских перевозок. имеет ряд особенностей, которые отличаются от регулирования перевозок остальными видами транспорта.

  1. Специфика морского права — необычная по сравнению с иными отраслями права степень международной стандартизации правовых норм, а именно — процесс перевозки проходит за пределами всех государств. Это обусловлено тем, что около 80 % Мирового океана являются свободными и не подчиняются законам ни одного государства. Такая проблема потребовала срочной разработки и принятия ряда многосторонних международных договоров, регулирующих основные вопросы морей: принадлежность водных пространств, безопасность плавания, и др. Интересно, что положения множества соглашений в мореплавании обязательны для исполнения для всех государств.
  2. Второй влиятельной особенностью является большое значение обычая, который тоже является правом. Это сохранилось еще со времен длительного господства Великобритании над морями.
  3. Еще одной особенностью такого регулирования морских перевозок является то, что нормами по большей части регулируются транспортировки в линейном судоходстве (имеющие определенное направление), а перевозки в нерегулярном, чартерном судоходстве регулируются морскими обычаями.

Остановимся подробнее на правовом регулировании морских перевозок. Законодательная база, отвечающая за этот вид перевозок, состоит из национального законодательства и международных договоров.

Государственное законодательство

Множество условий международных перевозок морским транспортом регулируется нормами и правилами внутреннего (национального) законодательства: морскими и кодексами государств. На теперешний момент в нашем государстве главным документом, который регулирует перевозки по морю, является Кодекс торгового мореплавания (КТМ).

Он состоит из следующих разделов:

  • контроль соблюдения законодательства РБ в области мореплавания;
  • регистрация судов;
  • обеспечение безопасного мореплавания, охраны жизни людей на море, сохранения морской среды;
  • лицензирование в соответствии с законом РБ;
  • организация обучения абитуриентов на специалистов торгового мореплавания и др.

Международные договоры и конвенции

Международными транспортными конвенциями регулируются по большей части 3 сферы морских перевозок:

  • развитие морской торговли;
  • безопасное мореплавание;
  • ответственность морского перевозчика или судовладельца за любой ущерб.

На сегодняшний момент в мире существует два основных свода правил для судебного регулирования морских перевозок:

  1. Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте и Протокол об изменении к ней.
  2. Конвенция ООН о морской перевозке грузов.

Кроме них действуют и другие правовые акты.

Для того, чтобы получить дополнительные сведения на эту тему или задать интересующие вас вопросы, свяжитесь с консультантами транспортной компании «КУТТЕР» по указанным номерам: +375 17 209-61-77, +375 17 204-09-45, +375 29 654-09-45.